… и все-таки они двигаются! – Школа движения во Франции

Экстремальная супер-пирамида-лазалка

Ограничительные меры в связи с пандемией, введенные в 2020/21 году во Франции, в буквальном смысле слова парализовали всю страну. Закрылись спортивные клубы, практически все лишились возможности двигаться. Дети сидели дома. Несмотря на атмосферу уныния вокруг, как раз в это время в Агондандже, в 60-ти километрах от франко-германской границы, была основана Ecole de Mouvement – школа движения.

Концепция Школы движения принадлежит бельгийцу Эмилю Руссо, нынешнему тренеру сборной Франции по волейболу. Еще в 1980-х годах специалисты в области физической культуры и спорта обнаружили, что 12-летние дети испытывают трудности с моторикой и в целом вообще не любят двигаться. Своей Школой движения Руссо решил изменить ситуацию. Николя Келлер, сам тренер по волейболу и основатель Школы движения в Агондандже, тоже заметил, что в наше время многие 15-летние девушки не умеют прыгать со скакалкой – им не удается координировать действия рук и ног. Ecole de Mouvement призвана стать своего рода профилактикой малоподвижности у детей, причем с самого раннего возраста.

В школу принимают всех желающих от 18 месяцев до 8 лет, не только для занятий спортом вместе с родителями, но и для осознания радости движения. Ведь во Франции практически не существует спортивных секций, предназначенных для самых маленьких. Кроме того, не у всех родителей есть участок возле дома, где ребенок может играть.

Первые занятия в школе движения проходили спокойно: в зале стояла абсолютная тишина, родители и дети повторяли за тренерами то, что им показывали. А сегодня? Сегодня там царит настоящий хаос. Дети кричат во весь голос и резвятся от души, поскольку уже обрели уверенность в себе. Вначале речь шла о 40 отдельных воспитанниках, сегодня же 40 детей образуют единую группу. Николя очень доволен таким развитием. И даже рад, что в зале так шумно.

Как ему удалось пробудить в детях столь безудержную радость? На своих занятиях он предложил своим подопечным возможность двигаться. При этом речь идет не о конкретном виде спорта, а о том, чтобы открыть для себя движение во всех его проявлениях: прыжки, лазание, бег, метание. В такой благожелательной обстановке у детей нет опасений сделать что-то неправильно. Тренеры, скорее, сопровождают детей во время активных занятий, а не поправляют их.

То же самое Николя практикует и на тренировках волейбольной команды. Хотя в этом виде спорта существует множество регламентированных действий: какую ногу ставить первой, что делать дальше... Но если игрок достигает цели другим способом, это тоже приемлемо. Николя обучает исключительно технике, не считая свои указания руководством к действию. С малышами это работает точно так же: им показывают, как можно чего-то достичь, затем же они сами должны развить усвоенное, а родители могут оказать им помощь. Кроме того, укрепляется связь между родителями и детьми.

Сперва родители скептически отнеслись к открытию Школы движения, некоторые опасались, что дети могут там травмироваться. Другие же полагали, что из их отпрысков сделают гимнастов. Теперь уже никто не сомневается в правильности концепции, поэтому знакомые с ней взрослые рекомендуют Школу движения и другим родителям. Хотя школа практически не рекламирует себя, желающих заниматься здесь предостаточно. И еще один позитивный момент: родители, которые поначалу вели себя сдержанно и только фотографировали детей, теперь тоже проявляют активность. Ведь когда мы двигаемся, мы заставляем двигаться и наше окружение; мы заражаем его своей радостью от движения. Приведем очень наглядный пример:

большую пользу детям приносят утренние занятия, проходящие в Школе движения по воскресеньям. Например, маленький Лео[1], родившийся во время изоляции, был довольно застенчивым и замкнутым, в отличие от своего спортивного брата. На детской площадке он боялся отойти от родителей. После нескольких недель занятий в Ecole de Mouvement отец мальчика поблагодарил тренеров, потому что Лео недавно сам попросился на детскую площадку и захотел потренировать равновесие на довольно высоком бревне – то есть прогресс налицо. Другая девочка, страдающая аутизмом, чувствует себя спокойнее благодаря упражнениям и теперь осваивает новые хобби.

Мы спросили Николя, хочет ли он, чтобы его подопечные в будущем стали волейболистами. «Нет, нет», – машет он руками. «Я просто хочу, чтобы физические упражнения доставляли им радость». А когда они немного подрастут, у них еще будет возможность выбрать вид спорта по душе. «Поэтому в наших упражнениях есть всего понемножку: немного футбола, немного волейбола, немного гандбола». Постоянно добавляются новые виды спорта, например, баскетбол или дзюдо. Время от времени в школу приходит тренер из другого учреждения, чтобы показать детям что-то новое.

Курсы в Школе движения, по сути, заменяют прыжки на диване дома – что, как всем известно, дети делают с превеликим удовольствием. «Здесь они тоже могут попрыгать на чем-то похожем на диван», – смеется Николя. Ребята пробуют самые разные вещи. «И не всегда они всё делают правильно – без неудач тоже не обойтись», – добавляет он. Малыши экспериментируют и совершенствуются в том, что они делают. При этом они попутно развивают подвижность тазобедренных суставов, ног и рук. Или же, говоря по-научному, проприоцепцию – восприятие положения конечностей, туловища и головы в пространстве и относительно друг друга. А также координацию. Кроме того, они приобретают и другие навыки. «Сначала организм должен привыкнуть к тому, что от него требуется, чтобы лучше реагировать на внешние воздействия», – считает Николя. «Этого не происходит, если вы часами сидите у компьютера. Несмотря на все достижения цивилизации, мы остаемся млекопитающими. И мы должны сначала научиться ходить, прыгать, бегать и лазать». Тренер предлагает свою помощь – на случай, если что-то пойдет не так. В остальном же он просто позволяет детям делать то, что они хотят.

Он убежден, что через движение малыши развиваются не только физически, но и интеллектуально: не зря говорят: «В здоровом теле – здоровый дух». Но чтобы играть, нужно отвести для этого время. Или же ощутить скуку от отсутствия занятий. Николя считает, что скука нужна для пробуждения творческого потенциала. Творческий подход поддерживают и в Школе движения, особенно с тех пор, как в зале стоит экстремальная супер-пирамида-лазалка от QUADRO. Кстати, поскольку концепция этой школы произвела на нас впечатление, мы отправили туда эту лазалку совершенно бесплатно.

Для малышей она стала огромным сюрпризом. Сначала они с опаской взирали на гигантскую конструкцию и постепенно привыкали к ней. Яркие цвета им понравились сразу, а потом пробудилось и любопытство. Теперь же все хотят забраться на самый верх и висеть на трубках, как обезьянки.

Без QUADRO зал уже трудно себе представить. Пирамида – отличное дополнением к многочисленным матам, турникам, скамейкам, мячам, которые можно найти в зале, потому что с ее помощью маленькие спортсмены могут научиться лазать. Но это еще не всё: вскоре планируется собрать лазалку по-другому. Тогда дети смогут проявить свой творческий потенциал и самостоятельно придумать новую конструкцию. К тому же при компоновке трубок и вращении гаечных ключей дополнительно тренируется их моторика. А поскольку нам в QUADRO так понравилась концепция Школы движения, мы бесплатно предоставим ей комплект QUADRO DRIVE, который можно использовать и для создания управляемых миникаров.

Николя рад, что Школа движения, открывшая свои двери только в сентябре 2021 года, так замечательно оборудована и что благодаря этому все дети могут активно заниматься. Ведь спортивные секции во Франции – дорогостоящее удовольствие. Тренер намерен убедить еще многих детей в том, что движение – это радость, а его школа поможет малышам вырасти здоровыми и энергичными людьми.

Вам была интересна эта статья? О другой форме развития двигательной активности детей вы узнаете из статьи «Переворачивайся! Как повысить безопасность малышей на воде».

 

[↑] Имя изменено редакцией.

Комментировать

Обратите внимание, что комментарии проходят одобрение перед публикацией.

Похожие статьи