Диванные овощи – почему от недостатка физической активности дети страдают больше, чем взрослые

© hanapon1002 – adobe.stock.com

Тот, кто мало двигается, набирает вес. Казалось бы, ничего страшного в этом нет, ведь наше общество развивается в сторону принятия индивидуальных особенностей фигуры, в том числе и пышных форм. Если бы только лишний вес был единственным последствием малоподвижности ... Из этой статьи вы узнаете, почему физическая активность так важна именно для детей и как вы можете предотвратить их многочасовое сидение на диване.

Дивный новый мир, в котором всё стало еще проще, еще удобнее для нас, чем раньше: мы больше не путешествуем по миру – теперь, сидя за компьютером, мы принимаем весь мир у себя дома. Мы больше не ходим в супермаркет, а пользуемся службой доставки. Мы не идем пешком к почтовому ящику, а становимся на электроскутер. Нам не нужно подниматься по лестнице – ведь рядом находится эскалатор. Нам нет нужды выходить из дома, чтобы развлечься – ведь у нас есть стриминговый сервис, мы заказываем все необходимые вещи онлайн, не покидаем свое жилище даже для дегустации вина, а теперь еще и с друзьями общаемся при помощи сообщений в смартфоне. Так мы экономим массу времени и можем заняться по-настоящему важными, как нам кажется, вещами.

А наши дети? У них тоже всё удобно устроено: игровые приставки, мамин и папин мобильный телефон, как и телевизор постоянно предлагают новые, еще более захватывающие развлечения. Сейчас можно даже превратить детскую в теннисный корт и играть там в теннис, не особо активно двигаясь. Мир наших детей изменился не только из-за медиализации, но также из-за невероятной интенсивности дорожного движения и вполне обоснованного беспокойства родителей о безопасности. В школу детей возят на машинах – пешком туда уже почти никто не ходит. Детские площадки в жилых кварталах часто пустуют. Мир, где наши дети могут двигаться, постепенно сужается, повседневная активность сходит на нет.

© Myst – adobe.stock.com

Замечательно уютно!

Дома дети проводят бóльшую часть времени сидя – перед компьютером, с планшетом или у телевизора. В яслях и детском саду они также много сидят во время почти всех занятий. Дети сидят в школе, позже, возможно, будут сидеть в университете, затем, став взрослыми – на работе, а после работы – с друзьями в кафе или со спутником жизни на диване. Они сидят в машине и в метро – потому, что это вошло у них в привычку. Но вернемся к детям: просиживая перед экранами своих устройств, они часто едят жирную или сладкую пищу – в основном, ту, которую видят в рекламе. Нередко у них развивается ожирение. Но проблема не только в этом: время, которое они расходуют таким образом, потеряно для физической активности. Они просто не успевают поиграть и порезвиться с друзьями, братьями или сестрами.

Всё это приводит к неутешительным последствиям: от 40 до 60 процентов первоклассников имеют плохую осанку, боли в спине и нарушения моторики, например, они с трудом балансируют или делают кувырок вперед, часто не могут ходить или бегать спиной вперед. У них наблюдаются проблемы с выносливостью, мышечной силой и координацией. С этого и начинается заколдованный круг: из-за не очень хорошей физической формы движение не доставляет им удовольствия, потому что связано с усилиями, они не могут резвиться наравне с другими, более активными детьми. В итоге они двигаются еще меньше.

Страдает и психика: у малоактивных детей часто отмечают расстройства поведения, они испытывают страхи, неуравновешенны или агрессивны. Также может быть нарушено восприятие, им трудно сосредоточиться.

Застой на всех уровнях

Негативные последствия отсутствия физической активности у детей можно было наблюдать во время ограничительных мер в связи с пандемией в 2020/2021 годах, когда были отменены занятия спортом в школах и клубах, а длительность пешеходных прогулок значительно сократилась. Исследование подвижности детей и подростков в период ограничительных мер показало, что эта возрастная категория двигалась гораздо меньше, чем обычно; у четверти из них вообще не наблюдалось никакой физической активности. В это время они не только набирали вес (как, впрочем, и взрослые), но и жаловались на боли в коленях и спине, поскольку их мышцы не получали достаточной тренировки. Увеличился и объем психической нагрузки.

© Photographee.eu – adobe.stock.com

В целом различия в интенсивности физической активности у детей обусловлены статусом и полом: девочки занимаются спортом реже, чем мальчики. Это же относится к детям из малообеспеченных семей или детям с миграционными корнями. У активных родителей дети обычно тоже активны, так как берут пример с отца и матери. Но не только поэтому: родители, сами ведущие подвижный образ жизни, гораздо охотнее приобщают своих отпрысков к спортивным и другим подвижным мероприятиям.

Спорт – это убийство? Совсем наоборот!

Что, собственно, происходит, когда мы занимаемся спортом или физически активны? Мышцы работают интенсивнее и потребляют больше кислорода. Сердце перекачивает в разы больше крови через организм, что укрепляет само сердце и предотвращает инфаркты. Кроме того, облегчается поступление питательных веществ в наши клетки. Органы лучше снабжаются кровью, поэтому физические упражнения также предотвращают воспалительные процессы. Организм сжигает больше жира и сахара и в идеале предотвращает развитие диабета. При достаточной двигательной активности можно отказаться от прежде необходимых медикаментов или снизить их дозировку. Сокращаются и побочные эффекты таких препаратов.

Физическая активность уменьшает риск развития рака кишечника или молочной железы, а если человек уже пережил рак, то и риск повторного заболевания. Спорт также предотвращает атрофию костной ткани (остеопороз), поскольку она в большем объеме накапливается в костях. Кроме того, люди, которые ведут активный образ жизни, реже впадают в депрессию, так как движение помогает не зацикливаться на мрачных мыслях.

Даже старение можно в определенной мере замедлить с помощью спорта. Хотя скорость нашего старения отчасти обусловлена генетически, на целых 80-90 процентов этот процесс связан с нашим поведением и окружающей средой. Мы стареем из-за того, что в нашем организме накапливаются молекулярные повреждения. Всё, что не восстанавливается, превращается в отходы, которые разрушают наши клетки. Движение выполняет функцию «чистильщика сосудов» и предотвращает скопление больших объемов продуктов распада. Хотя спорт и представляет собой стресс для организма (как, впрочем, и посещение сауны), на самом деле это не так плохо, как может показаться: таким образом тело «тренируется» и становится более устойчивым к «настоящему» стрессу, с которым каждому человеку приходится сталкиваться в жизни. Благодаря спорту можно продлить свою жизнь в общей сложности на четыре года, к тому же риск смертности также снижается по мере увеличения физической активности.

© zhu difeng – adobe.stock.com

Пожизненный рост мозга

Долгое время считалось, что в мозге взрослого человека новые нервные клетки больше не образуются и их число даже уменьшается на протяжении жизни. Действительно, по истечении первой половины беременности формирование нервных клеток у плода завершается. Однако в одной части мозга – гиппокампе – на протяжении всей жизни, даже в глубокой старости, образуются новые нейроны. Этот процесс называется взрослым нейрогенезом. Чем мы активнее, тем интенсивнее растет и число нервных клеток. При этом стимулирующее воздействие оказывает социальное взаимодействие на работе и в семье, но также и занятия в свободное время, например, чтение, изучение чего-то нового или решение головоломок. Двигательная активность также способствует росту нейронов и поддерживает в форме мыслительные способности. Мозг тех, кто регулярно совершает тренировки на выносливость, получает более интенсивный приток крови; у них не только улучшается настроение, они также легче запоминают информацию. Кроме того, снижается риск инсульта. Увеличение числа нервных клеток, вероятно, связано с тем, что физические упражнения повышают концентрацию факторов роста в крови.

По словам доктора наук, профессора Герда Кемпермана из Германского центра нейродегенеративных заболеваний, наш мозг существует в первую очередь для того, чтобы обеспечивать движение. Ведь каждый мыслительный процесс в конечном итоге приводит к движению, даже если результатом является высказывание – когда мы говорим, мы двигаем мышцами нижней части головы. Поэтому процесс познания очень тесно связан с движением, хотя в современном мире произошло искусственное разделение: многие люди практически не двигаются, потому что сидят за рабочим столом, занимаясь интеллектуальной деятельностью, другие тренируются на орбитреке и лишены тех стимулов, которые воздействовали бы на них во время пробежки на природе. Но такое разделение можно преодолеть: например, при занятиях танцами познавательные процессы объединяются с движением. В результате мы становимся более внимательными и лучше запоминаем новое.

В отличной форме еще до рождения

Уже во время беременности движение оказывает положительное влияние, и не только на мать. Путем исследований на мышах ученые выяснили, что у мышат, чьи матери во время беременности бегали в крутящемся колесе, образовалось на 40 процентов больше нервных клеток, чем у потомства мышей, которые двигались мало.

Что же происходит, если мы мало двигаемся? Мы становимся вялыми, апатичными, иногда даже впадаем в депрессию. При повышенном уровне тестостерона депрессия может перейти в агрессию. Вот почему нужно следить за тем, чтобы нейрогенез в нашем мозге не прекращался на протяжении всей нашей жизни – в результате интеллектуальной или социальной активности или же благодаря физическим упражнениям. Наши нервные клетки нуждаются в определенном возбуждении: не излишне высоком, но и не слишком низком.

Регулярное движение особенно важно для пожилых: после пятидесяти лет участки головного мозга атрофируются. Таким образом, недостаток физической активности также является решающим фактором в развитии деменции. Но и исполнительные функции меньше страдают в процессе старения, если мы занимаемся спортом. Деградацию клеток мозга можно замедлить с помощью физических упражнений. Чем раньше мы начнем заниматься спортом, тем лучше.

Хорошая новость для всех, кто хочет больше двигаться: уже через несколько недель занятий тело начнет меняться. Всё, что для этого нужно – два с половиной часа двигательной активности в неделю.

Привести в движение

Даже пассивное движение может положительно влиять на организм человека, как доказало одно исследование: детей с церебральным параличом – ограничением двигательной активности вследствие нарушений в младенческом возрасте – ставили на вибрирующие пластины. В результате у пробандов улучшилась походка и скорость ходьбы. Мускулатура стоп и икр увеличилась, а голеностопный сустав стал более подвижным.

Поскольку дети продолжают расти, все вышеупомянутые преимущества спорта и физической активности для них особенно актуальны. Рената Циммер – педагог, специализирующийся на периоде раннего детства, – в ходе исследования установила, что между развитием движений у ребенка, его интеллектом и степенью самостоятельности определенно существует взаимосвязь. Именно поэтому движение важно для полноценного развития ребенка.

© Jean Kobben – adobe.stock.com

Отличная форма на всех уровнях

Детям нужна достаточная физическая нагрузка, поскольку для формирования здорового тела им приходится затрачивать больше энергии. Именно в раннем возрасте закладываются основы здоровья в будущем. У тех, кто ведет активный образ жизни, мышцы и кости крепче. Их организм лучше снабжается кровью, сердечно-сосудистая и иммунная системы работают в оптимальном режиме, а нервная и опорно-двигательная системы более гармонично развиваются. Кроме того, обеспечивается полноценное развитие органов. Движение способствует росту и обеспечивает хорошую осанку.

Физическая активность способствует формированию двигательных способностей, таких как равновесие, быстрота и координация. Дети сами по себе обучаются многим основным навыкам – бегать, прыгать, подскакивать, ползать, перекатываться, лазать, балансировать, бросать и ловить.

Чем больше они двигаются, тем выше становится эффективность их познавательной деятельности, потому что их ум остается гибким благодаря регулярному движению. Они могут лучше концентрироваться и просто лучше думать, так как им легче обрабатывать информацию. Развивается их воображение, творческий потенциал и способность справляться с проблемами и принимать решения. Им легче дается абстрактное мышление. У них развивается двигательная память.

© dusanpetkovic1 – adobe.stock.com

В ходе научных исследований была также доказана связь между движением и языковым развитием. Так, детям, испытывающим трудности с чтением, пойдут на пользу упражнения на равновесие. Это справедливо и для других сфер: если у ребенка есть проблемы с моторикой, ему будет трудно даваться и пространственное мышление. Дети, которые не научились ходить или бегать задом наперед, часто испытывают трудности также при обратном счете.

Обучение в движении

Поскольку сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение и обучение взаимосвязаны, всё больше учебных заведений интегрируют двигательную активность в процесс обучения. Например, существует концепция «Подвижной школы», реализованная в Лейпциге Школой у Пальмового сада. Ученики находятся в активном движении почти на каждом уроке, например, на занятиях математики, когда рисуют систему координат на площадке школьного двора и, таким образом, постигают ее всем телом. Или же в процессе динамичного сидения – здесь каждый ребенок может выбрать динамический табурет, гимнастический мяч или балансировочную подушку. В результате ученики совершают небольшие движения в течение всего урока, что автоматически делает их более внимательными и помогает лучше усваивать материал. И, конечно же, на подвижной перемене, где детям предоставляется в распоряжение всевозможный игровой инвентарь – от баскетбольного кольца до гонга для медитации.

Еще одну школу, где сознательно поощряется двигательная активность на уроках, мы представили в статье «1 + 1 + 3 = QUADRO».

В других заведениях в движении изучаются языки, поскольку процесс познания основывается на чувственном опыте, и так, например, лучше усваиваются новые слова. Если мы связываем слово с жестом или движением, нам гораздо проще его запомнить, потому что активизируется процедурная память.

Лучшее эмоциональное и социальное развитие

Эмоциональное развитие ребенка также зависит от физической активности, поскольку спорт стабилизирует настроение и приносит радость. Дети, которые приобретают опыт в различных видах деятельности, чаще испытывают удовлетворение от успеха и в целом идут по жизни увереннее. Наряду с этим тренируются их социальные навыки, ведь спортом они часто занимаются в коллективе. Общаясь со сверстниками, ребята упрочивают свои контакты, готовы сотрудничать и помогать другим, становятся более терпимыми, отзывчивыми, тактичными и наблюдательными, а также учатся соблюдать определенные правила.

Потребность в движении особенно велика у мальчиков. Если внутри нашей тщательно регламентированной школьной системы им неуютно и скучно, а поводов для радости почти нет, это может перерасти в депрессивное настроение. А при повышенном уровне тестостерона, например, в период полового созревания, возможны и проявления агрессии. Вот почему для мальчиков особенно важно в свободное время заниматься спортом, где они могут дать выход своей энергии (например, играя в сквош) или испытать себя в более жестких единоборствах (например, в боевых искусствах или регби).

В целом же у всех детей потребность в движении врожденная. Двигаясь, они шаг за шагом постигают мир и обнаруживают неограниченные возможности. Ребенок всегда будет стремиться преодолевать новые трудности, связанные с движением: будь то лазание по дереву, бег на горку, прыжки по лужам или балансирование на бревне. Такой приобретенный в играх опыт в большинстве случаев связан с удовольствием .

Коммуникация через движение

Дети выражают себя, в том числе, и через движение. Например, младенцы используют движение для невербального общения с родителями. Своей мимикой, жестами и простыми движениями они дают понять окружающим, как они себя чувствуют.

Психомоторика

Психомоторика основывается на идее единства тела и души, о чем говорит уже сам термин, объединяющий эти два понятия. Речь идет о гармоничном развитии личности. При этом исходят из того, что чувства, мысли и действия неразрывно связаны между собой. Психомоторные упражнения – это гораздо больше, чем физкультура для детей: они представляют собой целостную концепцию развития двигательных, эмоциональных и социальных навыков. Эта форма обучения реализуется через движение. Физические упражнения помогают детям в процессе личностного становления, причем как в случае нормы, так и при наличии проблем в развитии и поведении.

По мнению Ренате Циммер, значение двигательного опыта проявляется на различных уровнях:

  • Личностная функция: Дети познают себя, свое тело с его возможностями и формируют представление о себе.
  • Продуктивная функция: Тут они проявляют активность и совершают что-то своим телом, добиваясь эффекта (например, пройдясь колесом).
  • Исследовательская функция: Дети знакомятся с внешней средой и свойствами окружающих их предметов. Они постигают физические закономерности, узнают, каковы вещи на ощупь или какие звуки они издают. Бросая предмет, они могут наблюдать, как он летит и как быстро приземляется. При этом у детей развивается так называемая фактологическая компетентность.
  • Сравнительная функция: Дети сравнивают и соизмеряют себя друг с другом, переживают победы и поражения и учатся справляться с тем и другим.
  • Адаптивная функция: Дети учатся преодолевать нагрузки, узнают пределы возможностей своего тела и находят способы их расширить – для того, чтобы повысить свою работоспособность и достичь целей, как своих собственных, так и поставленных перед ними извне.
  • Экспрессивная функция: Чувства и ощущения могут как переживаться и осмысляться через движение, так и выражаться посредством движения (например, во время танца).
  • Функция впечатления: Движением можно не только компенсировать душевные переживания, определенные чувства также возникают в процессе движения, например, радость и удовольствие. Ребенок чувствует себя энергичным или приятно утомленным во время физической активности или после нее.
  • Социальная функция: Обычно двигательная активность осуществляется в коллективе, дети играют вместе – объединяясь или соперничая. Групповая динамика имеет при этом большое значение: нужно согласовывать действия, возможно, отстаивать свои интересы, а иногда и уступать. Даже если совсем маленькие дети еще не могут взаимодействовать с окружающими, а просто находятся вместе, они учатся друг у друга, наблюдая и подражая тому, что делает другой ребенок. Так они расширяют свою деятельностную компетенцию и навыки общения.

 С точки зрения психомоторики дети не просто выполняют упражнения, а познают мир своим телом и всеми органами чувств – малыши используют для этого свои руки и ноги. В фокусе внимания при этом – собственные действия. Дети осознают, что они могут что-то привести в движение, в первую очередь, самих себя, окружающие предметы и товарищей по игре. Они активны и ощущают свою способность к определенным действиям. Их уверенность в себе и своих силах растет, в том числе благодаря осознанию возможности контролировать свое тело. Дети чувствуют себя активными, независимыми и действующими по своему усмотрению существами.

© Racle Fotodesign – adobe.stock.com

Поскольку физическое развитие влияет и на психику, двигательные упражнения полезны робким, заторможенным или не уверенным в себе детям. Они могут не спеша опробовать разные варианты, постепенно обретая уверенность. Но верно и обратное: тот, кто ведет себя беспокойно, с трудом концентрируется или страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, становится всё более спокойным. Детям, имеющим трудности с восприятием или отклонения в поведении, не успевающим в школе или испытывающим сложности с речью, психомоторные упражнения также пойдут на пользу. Это же относится и к детям с проблемами социализации. Такие упражнения помогут и тем, кто плохо владеет своим телом или кажется неуклюжим. Следует отметить еще один важный момент: дети с физическими недостатками или те, чьи двигательные процессы нарушены из-за болезни, также являются целевой группой психомоторных занятий.

Движение по собственному усмотрению – залог развития самостоятельной личности

В психомоторике речь идет не только об упражнениях – она, скорее, ориентирована на приобретение опыта. При этом важно предоставить детям свободу действий в процессе движения, чтобы они проявляли активность по собственному побуждению – в обстановке, допускающей спонтанную инициативу. С одной стороны, ребята ощущают, что им нужно в данный момент, что их тело хочет испытать или чему оно хочет научиться и что для этого нужно. С другой стороны, дети более спокойны, когда сами выбирают подходящий им вид движения. Такая активная самостоятельная деятельность в понимании Марии Монтессори позволяет получать новый опыт, а значит, делать новые шаги в обучении. Таким образом, ребенок получает первый опыт действия по собственному усмотрению и впоследствии может применить его в различных ситуациях.

Поскольку всё больше педагогов замечают, что воспитание и обучение гораздо эффективнее в сочетании с движением, многие ясли, детские сады и начальные школы включили в свои программы психомоторные игры и блоки физической активности. Учреждения, предлагающие такие занятия, обнаружили, что обучение движению играет важную роль в становлении ребенка и является основой его развития и укрепления здоровья. Это дает возможность детям контактировать с окружающей средой посредством своего тела. Они приобретают двигательные навыки, получают удовольствие от подобной активности и воспринимают движение как само собой разумеющееся. Такое отношение обычно сохраняется на всю жизнь.

Педагогика опыта

Движение также является составляющей педагогики опыта. Этот подход ориентирован на удовлетворение естественной потребности ребенка в игре, проявлении эмоций и движении – например, в ходе групповых занятий на природе. Уже Конфуций отмечал, что люди быстро забывают то, что им говорили, и закрепляют знания только путем их применения. Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци также считал, что обучение, помимо интеллекта, должно развивать еще эмоции и практические навыки.
Педагогика опыта выводит людей из зоны комфорта и вводит их в зону обучения. Это происходит путем продуктивного нарушения баланса их повседневной жизни. Они сталкиваются с непривычными жизненными ситуациями, которые надо преодолеть – например, выполняют активные спортивные действия на природе или взаимодействуют с другими. При этом значение имеет не само действие, а опыт, полученный участниками, и знания, которые они в итоге приобретают. В ходе таких занятий каждый лучше узнает себя и понимает, где проходят его границы. Педагог, сопровождающий упражнения, берет на себя не столько роль воспитателя, сколько функцию организатора, наблюдателя и того, кто стимулирует участников к последующей рефлексии. Рефлексия играет важную роль в этом процессе: предпринимается попытка обобщить пережитое, выявить некоторые повторяющиеся закономерности и сделать из этого выводы. Такие выводы могут касаться самих людей, их отношений между собой или жизни в целом; они дают шанс на изменения. Поэтому педагогика опыта всегда нацелена и на развитие личности – в движении и посредством движения на природе.
Ситуации, моделируемые в педагогике опыта, могут быть метафорой проблем в повседневной жизни. Рассмотрим в качестве примера совместное путешествие на лодке типа «дракон»: рулевой управляет судном, команда должна полагаться на то, что он ведет их в правильном направлении. Барабанщик задает ритм гребцам. Все действуют сообща. И всё-таки иногда лодка может отклониться от курса или продвигаться вперед недостаточно быстро. Из этой ситуации можно сделать вывод о том, как работает команда в профессиональной сфере.
В рамках педагогики опыта процесс обучения запускается через переживания и приключения. Участники раскрывают свои способности в естественной среде, учатся проявлять инициативу, иногда доходят до пределов своих возможностей, но при всем при том развивают уверенность в себе и узнают, что значит работать в команде.
Конечно, педагогика опыта идет на пользу, прежде всего, детям, поскольку именно они находятся в непрерывном процессе обучения; они как раз открывают для себя множество различных вещей и развивают свою личность.

Подвижный детский сад

Первые подвижные детские сады появились уже в 1970-х годах, тогда они еще ставили во главу угла спортивно-двигательную активность. К настоящему времени их концепция изменилась: теперь это учреждения, в которых важную роль играют движение, психомоторика и повышение осведомленности об окружающей среде. Речь идет не о том, чтобы вырастить атлетов, а о том, чтобы дать возможность каждому ребенку узнать свое тело, привить ему радость движения для осознания преимуществ активного образа жизни.

Для того чтобы учреждение получило статус подвижного детского сада, оно должно соответствовать определенным критериям: воспитателям надлежит пройти повышение квалификации с акцентом на развитии двигательной активности; помещения в детском саду не должны препятствовать свободному движению – требуется как минимум одна комната для физических упражнений, необходимое количество подручных материалов для использования в подвижных играх, а также достаточно места для хранения игрового и спортивного инвентаря. К тому же требуются конструкции, где дети могут лазать или раскачиваться. В дневной распорядок следует включать разнообразные формы двигательной активности. Сюда можно отнести и плавание, чтобы малыши научились безопасно передвигаться в воде – ведь в наши дни всё меньше детей обладают этим навыком (см. статью «Бассейн с горкой: море удовольствия и развивающий эффект»).

Подвижный детский сад Бюрен

Детское учреждение в Бюрене сертифицировано как подвижный детский сад. Там есть спортивный зал, куда дети могут приходить самостоятельно. Это помещение оборудовано шведской стенкой и скалодромом для лазания, а также канатами, по которым можно забраться наверх, там есть также гимнастическая скамья для первых упражнений на равновесие, различные мячи для игр на бросание и мяч, на котором можно прыгать сидя. Маты и мягкое напольное покрытие так и зовут попрыгать и порезвиться, а крупные строительные блоки и обручи дают простор для импровизации. Здесь также есть качели и прочий инвентарь. Дети могут делать тут всё, что им заблагорассудится. Воспитатели разрешают им свободно познавать мир, но готовы оказать помощь, когда ребенок хочет научиться чему-то новому – как и задумывалось Марией Монтессори[1]. Если же их подопечным ничего не приходит в голову, она сами могут им что-то предложить.

Прежде всего, дети отрабатывают в детском саду основные виды деятельности: они ходят, прогуливаются, бегают, прыгают и скачут, лазают, бросают, толкают и тянут или катают предметы. Кроме того, им доступны разнообразные виды движения на открытом воздухе, где они также познают природу. На территории детского сада оборудована дорожка для хождения босиком, так как воспитатели заметили, что их подопечные испытывают сложности с передвижением по разным покрытиям. Поэтому здесь у ребят есть возможность походить босиком по мху, земле, древесной стружке и гравию, а также потоптаться от души на участке с грязью. Дети гуляют в соседнем лесу и даже приобретают туристский опыт, когда время от времени ходят в настоящие непродолжительные походы. Конечно, у них есть время для расслабления и отдыха, потому что помимо активности, важно также дать себе покой и просто ничего не делать. Распорядок дня в детском саду очень гибкий – это позволяет детям самостоятельно решать, чем им заняться.

© Sergey Novikov – adobe.stock.com

Бег по кругу

В Японии пошли еще дальше. Архитектор Такахару Тезука захотел в целом изменить жизнь детей к лучшему и спроектировал полностью открытый детский сад – так, чтобы дети находились на улице почти круглый год. «Они не растают, если на них покапает дождик», – с улыбкой комментирует автор проекта. Тезука считает потребность быть на улице естественной для детей и знает, что некоторые из них начинают нервничать, когда надолго заперты в комнате. В детском саду, который он спроектировал, такое невозможно: там нет границы между внутренним и внешним пространством, как и стен между отдельными помещениями. То есть отсутствует и шумоизоляция между комнатами – абсолютно намеренно. По мнению Тезуки, дети нуждаются в определенном уровне шума; они лучше спят ночью, если днем их окружают звуки. Практика подтверждает этот тезис: во время ежедневных занятий ребята действительно более сосредоточены.

Всё остальное время они свободно резвятся на территории с круговой многоуровневой планировкой. Дети часто и с большим удовольствием бегают по кругу. Они разбегаются в разные стороны, но, в конце концов, возвращаются, причем это происходит само собой. Каждый день они преодолевают дистанцию в четыре километра, что делает их самыми спортивными детьми в Японии. На территории есть три дерева, которые прорастают в классные комнаты или даже стоят посреди помещения для занятий. Дети могут лазить по этим деревьям, как им заблагорассудится.

Малышей не нужно слишком строго контролировать или оберегать, потому что минимальная доля риска идет им на пользу. Иногда они спотыкаются или ударяются головой, ведь не всё здесь абсолютно безопасно. Но таким образом дети учатся жить в мире, где приходится спотыкаться и набивать шишки, пусть и в переносном смысле. Тезука убежден, что архитектура может изменить мир. Как бы то ни было, в спроектированном им детском саду дети могут оставаться детьми.

Сколько времени дети должны проводить в движении?

Сегодня дети в Германии находятся в движении всего 50 минут в день. Этого явно недостаточно. Остальную часть дня они проводят сидя, стоя или лежа. Однако им следует двигаться не менее трех часов в день, независимо от возраста. Для детей, начиная с четырех-пяти лет, один час из этого времени должен быть отведен на интенсивные физические нагрузки, после которых у них перехватывает дыхание.

Какие варианты физической активности подходят детям?

Хорошая новость: детям не так уж много нужно, чтобы активно двигаться. Не требуется ни специальных спортивных снарядов в ассортименте, ни игровой площадки – даже свой участок возле дома вовсе не обязателен. Если предоставить детям возможность, у них возникнут собственные идеи для игр и, таким образом, они придут в движение сами собой.

Движение в повседневной жизни

В быту есть масса возможностей для активного движения, например, убрать свои вещи, вытереть обеденный стол, вынести мусор на улицу, пойти с родителями в супермаркет, поехать в школу на велосипеде или подняться по лестнице, а не на лифте. Даже если ребенок просто приседает, чтобы поднять что-то, а не наклоняется, этим он уже тренирует мышцы ног.

Свободное время

Возможности для занятий спортом на свежем воздухе еще разнообразнее. Игры на улице почти всегда связаны с движением: дети могут играть в пятнашки или в резиночки, летом на пляже строить песчаные замки, бегать наперегонки, балансировать на бревне или лазать по деревьям. Но и сама природа – неисчерпаемый кладезь идей: ребенок может собирать каштаны, палки, камни или листья, чтобы потом использовать их для игры.

В квартире или в доме тоже не стоит сидеть сиднем: там можно петь и танцевать под любимую музыку, прыгать на одной ноге или устроить полосу препятствий из пришедших в негодность вещей. Или же взять ненужные предметы домашнего обихода и использовать их для создания собственного игрового уголка.

© fizkes – adobe.stock.com

Будет здóрово, если в таких активных занятиях примут участие и родители – ведь они так или иначе служат примером: ребенок, у которого родители ведут подвижный образ жизни, тоже, скорее всего, не будет лежебокой. Научно доказано, что дети активных родителей и сами более активны, выносливы и стройны, чем дети из малоподвижных семей, или тех, где спортом занимается только один родитель. Активные родители знают из собственного опыта, как полезно движение для их тела, и приобщают к этому и своих детей – катаются всей семьей на велосипедах, ходят пешком за хлебом по воскресеньям или записывают ребенка в спортивный клуб.

Такие занятия как игра в футбол или пятнашки, а особенно совместные походы укрепляют семейные узы – ведь тогда счастливые моменты переживаются в кругу семьи. К тому же многим родителям тоже полезно больше двигаться, ведь с возрастом они порой утрачивают былую физическую форму.

Шаг за шагом

У взрослых тоже есть достаточно возможностей больше двигаться в повседневной жизни и на работе – начиная от классического подъема по лестнице вместо эскалатора или лифта и пешей прогулки в супермаркет или к почтовому ящику, до совещаний на ходу, телефонных разговоров с прохаживанием туда-сюда, высоких столов для работы стоя, балансировочных подушек или динамических табуретов.

Спорт

Существует так много различных форм физической активности – от балета и уроков танцев до гимнастики, легкой атлетики или боевых искусств, а также командных видов спорта, таких как баскетбол или футбол. Трудно себе представить, что вашим детям не понравится ни один из них. Предложите им возможность пробных тренировок, чтобы понять, по душе ли им то или иное занятие. И не обязательно это должен быть «настоящий» вид спорта. Малышей можно записать на психомоторную гимнастику. Иногда дети просто хотят побегать на природе, чтобы дать выход своей энергии.

© marritch – adobe.stock.com

Вы можете понаблюдать за своими детьми, чтобы выяснить, по душе ли им резвиться в одиночку или же заниматься чем-то активно в кругу семьи. Предпочитают ли они играть в помещении или им привольнее на свежем воздухе? Какие предметы они используют для игр – мячи, скакалки, самокаты? Нравятся ли вашим детям умеренные физические нагрузки, например, прогулки – или же более интенсивные, такие как бег трусцой?

Концепция QUADRO

Конечно, мы в компании QUADRO знаем еще одну замечательную возможность привести детей в движение: на этом строится вся концепция нашей продукции. С одной стороны, при сборке QUADRO активируется мозг, поскольку модели нужно предварительно спроектировать. Затем активно выполняется монтаж. Ну и, наконец, наступает черед одного из видов деятельности, который точно так же заложен в детей эволюцией, как бег или прыжки: речь идет о лазании (подробнее читайте об этом в статье «Лазалки: ускоритель развития вашего ребенка»). Помимо лазания ребята могут балансировать, выполнять гимнастические упражнения, прыгать с платформы на платформу, перемещаться в висе с одной перекладины на другую или просто повисеть на ней.

Если дети хотят научиться стоять, ходить или прыгать, никакие вспомогательные средства им не нужны. Они осваивают новый навык постепенно, используя только собственное тело. А вот с лазанием дело обстоит иначе – поблизости обычно нет деревьев, на которые можно забраться, к тому же это довольно опасно. По этой причине не подходит для лазания и мебель, которая нередко ломается при таких попытках. Вот почему целесообразно приобрести добротную конструкцию для лазания – так вы сразу создадите детям надлежащие условия.

У наборов QUADRO есть большое преимущество: с ними никогда не станет скучно. Из деталей каждый раз можно собирать новые варианты, будь то классическая лазалка, космическая станция или парусная яхта. Так дети смогут погрузиться в мир своих фантазий и, само собой, будут при этом двигаться. Игры с QUADRO – это не только лазание, но и планирование, творческое проектирование и, что немаловажно, реализация задуманного. Лучше всего выполнять сборку вместе с мамой и папой – так семья проведет время вместе, что само по себе очень ценно.

Даже самые маленькие получают свой первый опыт движения с QUADRO: наши идеи и продукты подходят для детей от шести месяцев. На простых моделях малыши могут впервые выполнить последовательные движения – подтянуться, забраться на низкий пандус или сделать первые неуверенные шаги вдоль лазалки. Когда эти элементарные упражнения им удаются, целесообразно пойти дальше: вы можете сделать из набора стул-башню – тогда дети смогут не только наблюдать за вашими повседневными занятиями, но и активно участвовать в них (см. статью «Стул-башня: играя, приобретаем уверенность в себе»). Или же вы соберете модель совсем иначе – именно так, как нужно вашим детям. Благодаря бесчисленным возможностям дополнения и реконструкции, ваши дети смогут использовать QUADRO для подвижных игр даже в школьном возрасте.

Лазалка QUADRO пригодна для использования как в помещении, так и на улице. Вы можете либо установить ее в саду, добавив, к примеру, горку или бассейн и расширить конструкцию так, как подскажет ваша фантазия или как сочтете нужным для своих детей. Либо же вы разместите QUADRO в доме или квартире. Благодаря модульной конструкции ваш набор можно адаптировать к любому имеющемуся пространству. Но лучше всего то, что лазалку можно использовать как внутри помещения, так и снаружи – как вам заблагорассудится. После игр на участке возле дома модель нужно ополоснуть водой из шланга или помыть, добавив немного моющего средства. Таким образом удаляются все загрязнения, чтобы ваша модель QUADRO не пахла прелью и не оставляла некрасивых следов на светлом ковре в гостиной.

Почему мы написали эту статью?

Каждый день мы размышляем над тем, что нужно детям для полноценного развития, что в ходе взросления идет им на пользу и в то же время доставляет радость. Например, вещи, которые в современном мире утратили важность, но которые все же необычайно ценны, такие как возможность лазать по деревьям. Всё это мы учитываем при разработке нашей продукции. Ведь для того, чтобы создавать действительно хорошие игрушки, нужно отлично знать детей и их потребности. И мы полагаем, у нас это неплохо получается.

Основная идея Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому».

Ссылки на источники

  1. Birkenbihl, Vera. Pauken. Elternnachhilfe. mvg Verlag, 2. Aufl., 2020.
  2. Handbuch der Bewegungserziehung; Didaktisch-methodische Grundlagen und Ideen für die Praxis Herder, Freiburg 1993
  3. Schule am Palmengarten
  4. Takaharu Tezuka: Der beste Kindergarten, den Sie je gesehen haben. TED Talk, September 2014
  5. Vera F. Birkenbihl: Neurogenese
  6. Sport lässt neue Gehirnzellen sprießen. Pharmazeutische Zeitung, 12.06.2006
  7. Sport stärkt Fähigkeiten durch neue Nervenfasern. Spektrum, 18.01.2010
  8. Bewegung & Neuroplastizität: Das Gehirn – kein Muskel und doch unglaublich trainierbar. Deutsche Zeitschrift für Sportmedizin
  9. Bewegung fördert die Entwicklung von Kindern. In Form, Deutschlands Initiative für gesunde Ernährung und mehr Bewegung
  10. Eva Doll. Sportmediziner: So wichtig ist Bewegung für Kinder. ISPO
  11. Bewegung im Kindergarten: Alles über Bewegungserziehung. Prokita-Portal
  12. Kinder im Lockdown und der Mangel an Bewegung. hessenschau, 15.02.2021
  13. Wundermittel Sport: Körper, Geist und Gene profitieren von Bewegung. Quarks, 12.07.2018
  14. Erziehung und Bildung durch Bewegung - Konzeption zum Bewegungskindergarten der DRK-Kita Bühren. DRK-KV-Göttingen-Northeim e. V., 2017
  15. Was ist Psychomotorik? Förderverein Psychomotorik e.V. Bonn
  16. Psychomotorik im Kindergarten – Definition, Ziele und Informationen zur Ausbildung. erzieherin-ausbildung.de. Das Portal für die pädagogische Fachkraft
  17. Psychomotorik im Kindergarten. Kindergarten heute. Das Fachmagazin für Frühpädagogik
  18. Sport statt Pillen? – Die heilende Kraft der Bewegung. MDR DOK, 20.08.2021
  19. Ulrich Lakemann: Erlebnispädagogik. Socialnet, 19.07.2018.
  20. Dana S. Erlebnispädagogik: Was hinter dem Konzept der sogenannten Abenteuerpädagogik steckt. Kita.de, 14.08.2021
  21. Christiane Gelitz. Bestimmte Gesten helfen beim Vokabellernen. Spektrum, 25.10.2021
  22. Prof. Dr. Renate Zimmer
  23. Die aid-Bewegungspyramide für Kinder. aid infodienst Verbraucherschutz, Ernährung, Landwirtschaft e. V., 2009

Комментировать

Обратите внимание, что комментарии проходят одобрение перед публикацией.